Рабочий поселок Куйтун

 

Географическое положение

    Поселок Куйтун расположен в южной части Куйтунского района, в 350 км. от областного центра. Куйтунское городское поселение граничит с муниципальными образованиями сельских администраций: Лермонтовское на юге, Алкинское на западе, Андрюшинское на севере и на востоке Харикское. С запада на восток через поселок проходит федеральная трасса М 53. В границах поселения проходит участок Восточно - Сибирской железной дороги и проложен виадук федерального и стратегического значения. Через территорию проходит два магистральных нефтепровода: "Красноярск - Иркутск», «Омск - Иркутск».

 

Историческая справка

    Продвижение русских в Сибирь началось во второй половине XVI в. До этого времени Куйтунские места заселяли буряты, которые селились небольшими улусами на значительном друг от друга расстоянии. Основное занятие бурят – скотоводство. Были у них стойбища летние и зимние. На территории поселка Куйтун располагался летник - сюда буряты перекочевывали на лето, ставили небольшие юрты и пасли овец недалеко от ключей: первый ключ – в конце нынешней улицы Свобода, второй находился на месте бывшего кирпичного завода, третий – каменный ключ за лесозаводом, четвертый - Хунхара (хунхэр – с бур. лощина). Зимние стойбища устраивались обычно в сосновом бору у реки. Также была «Посирайка», где буряты оправлялись без стеснения (название сохранилось).

    Куйтун - по-бурятски хыйта, хыйтан означает обширные, плоские, приподнятые степные пространства вдали от леса, представляющие собою просторные пастбища и пахотные земли с плодородными почвами. Куйтунский район в значительной части занят такими землями. Производить это название от бур. Хыйтан – холод, стужа неверно.

    С приходом русских началась распашка земель, на которых созревали высокие урожаи. Отношения русских с бурятами складывались по-разному. С постепенным увеличением пахотных земель пастбища бурят сокращались, и они были вынуждены откочевывать на восток.

Когда точно русские появились в здешней местности, выяснить не так просто. В разных источ­никах называются разные даты. По размышлениям бывшего учи­теля КСШ  № 1 Г. В. Тарасовой, русские первопроходцы могли появиться в пределах Куйтуна в 1649 г. Заведующий кафедрой современной отечественной исто­рии ИГУ Ю. А. Петрушин указы­вает на 1680 г., краевед И.В. Ан­циферов считал, что Куйтун, как населенный пункт, мог возник­нуть не ранее 1743 г., т. е. после строительства Московского трак­та.

     Первое официальное упоминание о Куйтуне имеется в материалах 2- й ревизии Иркутского уезда 1762 г., которые находятся в Государственном архиве древних актов г. Москвы. В нем о станце Куйтун имеется запись от 1745 г.: «Фактически же Куйтун как населенный пункт появился значительно раньше, в 80 х годах 17 века, т.е. на 60 лет ранее первого сохранившегося официального упоминания».

       Среди первых поселенцев были казаки: Ивановы, Сизых, Староверовы, Усовы, Устюжанины.

Значение Куйтуна повысилось в связи со строительством Московского тракта (1735 - 1760 г.г.). В книге В. Н. Попова и В. Г. Тюкавкина «Очерк по истории Иркутской области» сказано, что Московский тракт существует с 1760 года. Ме­стные власти берутся за благоустройство дороги. Особое внимание обращается на участок от Иркутска до Нижнеудинска. Свыше 10 000 ссыльных рубили лес, осуша­ли болота, добывали камень, дробили щебенку и покрывали ею полотно дороги, а также рыли кюветы. Строительство дороги способствовало более быстрому продвижению товаров.

      Через Куйтун, как притрактовое село, перевозилась государственная почта, различные грузы. Пока не построили железную дорогу, функционировала конно-почтовая станция, находилась она на месте нынешнего узла связи. Почту возили на тройках и до Иркутска доезжали за сутки.

С августа 1734г. Куйтун стал почтовой станцией 5-го класса. В 1880-е г. отмечалось, что она находилась в разваливаю­щемся крестьянском доме, «нет вовсе помещения для смотрителя и про­езжающих. Дома вообще дорогие и не сдаются внаем для почты, т. к. в настоящее время в Куйтуне место свалки всех товаров, следующих на Олекминские Золотые прииски, от­чего все свободные помещения в течение зимы занимаются промыс­ловыми агентами».

      Напротив почтовой станции красовалась белока­менная церковь с поповским домом, где после много лет размещалась типография районной газеты. С конца XVIII в. Куйтун получил статус Куйтунская волость. В поселке Куйтун возникают первые улицы – Трактовая, в народе называлась Большая (Красного Октября), её старались заселить купцы — Зицерман (здание ста­рой милиции). Чернобородов (дом располагался за нынешним универмагом), Пир Мурат Небиоглы (здание музея, в прошлом Агропромбанк), Цихновский (возможно это было здание, ста­рой гостиницы, после был там пус­тырь, на котором останавливались междугородние автобусы, 2017 г. гостиница ИП Свистунов Ю.). Они застраивали ее двухэтажными де­ревянными домами, в которых располагались торговые лавки и гостиничные номера. В конце улицы Трактовой       (Красного       Октября),        где 

1.jpg

Дом Зицерман

размещался детский сад «Аленушка» совхоза «Ахтинский» (2017 год - гостиница «Метелица), была сооружена сторожевая будка и ворота, которые открывались и закрывались, когда проезжали тройки. Эту работу исполнял привратник. В его обязанности входило открывать проезд для государственных и по­чтовых грузов. Крестьяне от­крывали и закрывали ворота для себя сами.

      Ответвлением Трактовой была улица Кузнечная (переименованная в 1924 -1927 гг. в улицу Ленина), получившая свое название от расположенных там 3-х кузниц и двухэтаж­ного дома, принад­лежавших кузнецу Абрамову. Необходимость в кузницах появилась в связи с развитием гужевого транспорта. По вине одного из кузнецов в 1870 году произошел пожар, многие жители остались без крова и впоследствии переселились на Кузьмину заимку.

        По улице Подгорной (Советская) дома при­надлежали купцам Нестеровым. Немного вверх по этой же улице располагался этап (дом под горкой, возле колодца, после жили Китаевы) - место привала арестантов, конвоируемых к местам заключения или ссылки. Помещение не было приспособлено для отдыха. Заключенные, закованные в ручные и ножные кандалы, связывались це­пями по 3 пары. Партия состояла из 60-100 человек. До места назначения добирались по 1,5 – 2 года с остановками на этапах, расположенных через 20-25 верст. В Солдатском логе было место кормёжки ссыльных и лошадей.

    В 1866 году по Указу Иркутской казенной палаты 27 чело­век низших чинов, служивших кон­воирами, наделялись за службу на этапе землями в урочище Хунхара. Улица Мангазейская (Коммунальная) названа была в честь мангазея, стоявшего на месте магазина «Маяк». Это огромное здание высотой с двухэтажный дом с небольшими окна­ми под крышей. Здесь хранились запасы зерна на семена и на слу­чай неурожая. Сусеки для хранения уходили в землю на глубину 3-4 метров. Мангазей как хранилище перестал функционировать в конце 40-х г., хотя само здание простояло значительно дольше - до 60-х годов. С этой улицы   начинался    Шелашниковский    тракт

2.jpg

Шелашниковский тракт

- гужевой путь для транспортировки грузов на Север, протяженностью 289 км – пролегал через Хаихту, Уян, Коновалово, Жигалово. С наступлением холодов, когда устанавливалась дорога, с Востока шли обозы с товаром. Везли шелк, рис, чай и обратно – хлеб.

      Позже появились новые улицы: Рожневка (ул. Звездочка), Кулига (Свобода), Мальта (Чехова). Постройка этих улиц определялась либо удобным местом застройки, либо дорогами, через которые осуществлялась связь с другими населёнными пунктами.

 

Далее

 
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ